Таксономия Блума
Автором одной из первых
схемы педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет
первая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и
другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).
Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. Сначала
охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она
охватывает.
1. Когнитивная (познавательная)
область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала
до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания,
строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами
(способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится
большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной
практике учителей.
2. Аффективная
(эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования
эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от
простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их
активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов
и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его
осознание и проявление в деятельности.
3. Психомоторная
область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов
двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной
координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим
воспитанием, трудовым обучением.
М. В. Кларин приводит
далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей
таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели.